Очевидное — невероятное. Кулхантинг для бизнеса
+380 62 349-24-06
www.mid.ua, info@mid.ua
Министерство Идей

QR-code бесконтактная альтернатива NFC


Кьюар-код и сканер 2D штрих-кода
Мы уже писали о технологиях и тенденциях основанных на qr-коде дематериализующих банковские пластиковые карты, и так же солидарны с мнением руководства крупнейшего Украинского банка ПриватБанк в скептическом отношении к массовом использовании NFC, поскольку, чтобы полноценно внедрить эту технологию на территории Украины потребуются инвестиции в размере 300 млн. евро.

Помимо затратной части, банки и ритейл должны приложить сверх усилия, чтобы перейти на новый вид платежей, сертифицировать софт и приобрести дорогостоящее оборудование.

Проблема в том, что многие организации вложили значительные средства в запуск NFC терминалов и RFID-меток и не хотят видеть, что деньги потрачены впустую. Однако существует реальная альтернатива NFC – технология бесконтактных платежей. Ее внедрение не требует капитальных вложений как от банков, так и клиентов и торговых предприятий. Фактически, чтобы перейти на эту систему торговцу достаточно иметь сканер QR-кодов и предустановленный софт.

Посмотрим на условия развития NFC в Украине

Исследовательская компания Gartner в своем ежегодном отчете «График Цикла зрелости современных технологий 2012» (Emerging Technologies Hype Cycle 2012), в рамках которого оценивается зрелость, преимущества для бизнеса и направление дальнейшего развития ключевых технологий, отнесла NFC-платежи в разряд одного из самых быстрорастущих направлений.

Gartner. Hype Cycle for Emerging Technologies, 2012.

Тем не менее, по мнению исследователей, NFC-платежам потребуется еще 5–10 лет, чтобы выйти на уровень мейнстрима, т. е. на «Плато продуктивности», в то время как у самой технологии NFC на это уйдет от двух до пяти лет, так как для эффективного внедрения инфраструктуры с NFC необходимо тесное сотрудничество банков, мобильных операторов, карточных сетей и продавцов. И если банки в Украине хоть и слабо, но уже начали использовать технологию бесконтактных платежей, то операторы пока не спешат ее внедрять, а только строят планы.

«Мы внимательно следим за развитием и мировыми тенденциями по внедрению бесконтактных мобильных платежей по технологии NFC. На сегодняшний день в Украине происходит начальное становление инфраструктуры. В первую очередь, сказывается отсутствие терминалов для приема платежей (за редким исключением). Однако мы регулярно общаемся как с локальными финансовыми структурами, так и с международными организациями (например с GSMA), заинтересованными в сотрудничестве с «Киевстар» в сфере мобильных платежей. Безусловно, с развитием инфраструктуры технологии NFC в Украине мы не останемся в стороне и в наших планах есть участие в проектах, связанных с NFC» - прокомментировал вопрос Евгений Боднар, менеджер по развитию услуг «Киевстар».

Впрочем, далеко не все украинские банки на данном этапе готовы инвестировать в NFC-платежи. По словам Валерия Пацуя, руководителя департамента развития карточного и транзакционного бизнеса банка «ПУМБ», реализация бесконтактных платежей - это скорее имиджевое решение. «NFC-платежи являются привлекательной технологией, и ПУМБ внимательно следит за ее развитием. Однако на сегодняшний день в мире нет единого видения стандарта построения экосистемы NFC-платежей и способов ее масштабирования. Мы ожидаем, что единое видение взаимодействия всех участников системы (международных платежных систем, банков, производителей мобильных телефонов, операторов мобильной связи) появится не раньше, чем через 2-3 года. Некоторые банки заявляют о запуске NFC-платежей уже в ближайший год. Однако это скорее имиджевый ход. Готовой инфраструктуры для реализации NFC-платежей нет, но она может появиться в ближайшее время, так как уже порядка 7-8% всех POS-терминалов в Украине имеют поддержку NFC. Необходимо, чтобы получили широкое распространение мобильные телефоны со встроенными NFC-чипами, а они сейчас есть только в флагманских смартфонах Samsung и HTC, доступных в Украине. Однако при этом в этих устройствах нет важного элемента для осуществления безопасных платежей – security элемента (SE). Банки также не готовы к осуществлению операций по технологии NFC, поскольку необходимо разворачивать TSM (Trust Service Manager), возможно, на базе их процессинговых центров. Когда через несколько лет появится общепризнанная и масштабируемая экосистема взаимодействия всех участников NFC-платежей, то мы ожидаем, что эту технологию будут внедрять в первую очередь топ-5 украинских банков по количеству клиентов, в том числе и ПУМБ».

В Gartner, впрочем, уже предсказывают, что NFC так и не станет массовой технологией для проведения бесконтакных платежей. «Покупка билетов, а не платежи в ритейле, вот что станет катализатором транзакций через NFC» - уверены в известной исследовательской компании.



Учитывая описываемые тенденции, ПриватБанк все же отдает часть своих ресурсов для поддержки NFC. Так  только в Украине ему принадлежит 5500 терминалов с поддержкой NFC, при этом количество транзакций через систему PayPass за август 2012 года достигло 12 927. Стоит отметить, что по данным Госкомстата за 2010 год в Украине было зарегистрировано 64,8 тыс предприятий розничной торговли. Также, согласно исследованию консалтинговой группы GT Partners Ukraine, на конец июня 2012 года в число крупнейших FMCG (товары повседневного спроса) ритейлеров вошло 2610 магазинов разных форматов. Как видно, количество торговых точек многократно превышает количество доступных в Украине POS-терминалов с NFC, то есть этой технологии есть куда расти. Уже до конца этого года ПриватБанк планирует увеличить количество таких терминалов еще на 2500. Но при этом в ПриватБанке считают, что бесконтактные платежи проще и дешевле реализовать другим способом, с помощью QR-кодов, которые в банке называют «пост-NFC» технологией.

QR-код как основа для мобильных платежей

Согласно последним данным исследовательской компании «GfK Украина» за второй квартал этого года в Украине в конечное использование было продано 423 тыс смартфонов, но только 11% из них, в количественном выражении, имеют встроенный чип NFC, при этом практически все смартфоны имеют встроенную камеру. Таким образом, с учетом развития рынка можно отметить, что бесконтактные платежи в Украине через QR-код выглядят более перспективными, чем использование NFC. Количество смартфонов, которые могут работать с NFC еще очень невелико, а POS-терминалов, способных проводить бесконтактные платежи, еще меньше.

Использование QR-code для расчетов вполне безопасно, поскольку номер платежной карты клиента вообще не проходит через торговую точку. Кроме этого, бесконтактные платежи через QR-код проще и дешевле в реализации, так как ни покупателю, ни продавцу не нужно использовать какое-то дополнительное оборудование. Все что необходимо для покупки/продажи товара, это смартфон на Android или iOS, сканер QR-кодов, который и так есть на торговых точках, компьютер, а также доступ в интернет.

Использовать QR-коды, теоретически, можно и для покупок в интернет-магазинах, для этого к каждому товару нужно привязать определенный код, с идентификатором и стоимостью, отсканировав который через мобильное приложение банка, можно совершить покупку. Похожим способом с сегодняшнего дня также можно снимать деньги в банкоматах «ПриватБанка» без пластиковой карты с использованием смартфона и QR-кода.

Ниже представляем слайд-шоу с видео презентацией коммерческого использования новых способов бесконтактных платежей с помощью мобильных устройств



Тем не менее, несмотря на логику развития событий, мы наблюдаем, что, например, в России Media Markt запускает в розницу технологию RFID. Подробности описаны в публикации «Товар под колпаком» из газеты «Ведомости» от 09.11.2012, №213 (3227) Александра Крекнина. Для справки отметим, Media Markt входит в группу компаний Metro AG, которая совместно с поставщиками тестирует технологии RFID с 2007 г. в гипермаркете Real Future Store в Германии.

Как указывается в статье:
«Развитие RFID-технологий в продовольственной рознице сдерживает дороговизна меток и оборудования, объяснял основной владелец «Магнита» Сергей Галицкий. Средняя стоимость единицы товара в магазинах сети — около 25 руб., и нанесение метки увеличивает ее минимум на 12%.
Существуют и технологические ограничения: метки плохо работают на жестяных банках, влажных и замороженных продуктах, говорит директор по маркетингу «Ситроникс микроэлектроники» (производит RFID-метки) Карина Абагян.»

Опять же, весьма интересен комментарий Дмитрия Помогаева из «Эльдорадо»: «Сейчас компания делает ставку на другие технологии, в частности QR-коды».


В подготовке статьи использовались материалы:
  • http://internetua.com/razrabotcsiki--privata--pokazali-revoluacionnii-e-banking
  • http://itc.ua/articles/est-li-perspektiva-u-nfc-platezhey-v-ukraine
  • http://www.plusworld.ru/daily/page1_25575.php
  • http://www.vedomosti.ru/tech/news/5892181/tovar_pod_kolpakom

Print Friendly and PDF

HC