Очевидное — невероятное. Кулхантинг для бизнеса
+380 62 349-24-06
www.mid.ua, info@mid.ua
Министерство Идей

Война технологий. Часть первая. Интернет




  1. Интернет (Как сайту в нем жить)
  2. Платформы (На чем крутится современный информационный мир)
  3. ОС (Троица Windows, Mac OS и Linux. И ведь это еще не все)
  4. Будущее или чего нам ждать.

Вместо вступления


Современный мир технологий — сложная экосистема в которой, по принципам Дарвина, идет борьба за выживание. В данной борьбе одни объединяются с другими, поглощают третьих и изживают четвертых. Спрашивается, а что нам с того?


Интерес в том, что умение видеть лидеров (сильных «особей» этой экосистемы) позволяет получать максимум отдачи от использования новых технологий, независимо от того, кто мы: потребители продукта или производители решений.

«Производитель решений» звучит красиво, а что это означает в жизни? Ответ прост. Это  грамотное применение всех тех новых возможностей, которые предлагает рынок информационных услуг, с получением максимальной выгоды. Поэтому, кто из «производителей решений» скорее адаптируется к изменениям в технологиях, тот и на коне.

Говоря о современной практике представления своего продукта широкой публике, интернет (в связке с «сайтом компании») будет упомянут в первую очередь. И что же творится сейчас с технологиями во всемирной сети? Стоит рассмотреть современный мир сети интернет и сопутствующих областей — чем он живет, почему так вышло и чего ждать. Этим и займемся.

Интернет (Как сайту в нем жить)



Окно в интернет — браузер. За период с 1993-го года браузеры превратились из простого инструмента для отображения текстов с минимальным оформлением в мультимедиа-комбайны с множеством функций способных заменить операционную систему целиком.

Уголок истории:


Первым распространённым браузером с графическим интерфейсом был NCSA Mosaic … некоторые другие браузеры (Netscape Navigator и Internet Explorer) взяли его за основу.Netscape выпустила Netscape Navigator под разные операционные системы (UNIX, Windows, Mac OS) и добилась заметного успеха, в том числе и коммерческого. Это побудило компанию Microsoft выпустить свой браузер Internet Explorer … это можно считать началом войны браузеров… .


Война браузеров была бы исключительно коммерческим делом корпораций, если бы основным приёмом в борьбе не стало добавление специфических, нестандартных возможностей к браузерам. Наибольшие различия возникали в поддержке JavaScript — языка сценариев, придающего интерактивность документам.

В результате многие сайты «оптимизировались» под одни браузеры и плохо работали в других браузерах…

В 2008 году компания Google решила «помочь» конкуренции на рынке браузеров и выпустила свой браузер — Chrome…

В начале 2009 года Microsoft объявила, что разрабатывает новый браузер, который будет называться Gazelle (ServiceOS).

материал из wikipedia.org

Кажущееся спокойствие в среде браузеров на самом деле скрывает постоянное движение и борьбу за рынок пользователей. Сегодня в СНГ широко распространены несколько браузеров: Firefox, Chrome, Opera, Internet Explorer и Safari. Причем некоторые из них «родственники»  (ядро WebKit роднит Chrome и Safari), что не мешает им бороться.

В этой борьбе есть как свои недостатки, так и достоинства. Достоинства понятны — конкуренция в этом случае поощряет прогресс. А вот с недостатками дела обстоят гораздо интереснее. На них и сосредоточимся.

Недостатки, порождаемые «войной браузеров», можно и нужно использовать для выгодного конкурентного преимущества на фоне других участников рынка. Как? Не так сложно, как может показаться.

Главное оружие конкуренции браузеров — это технологии. Постоянное развитие, невозможность стандартизации всего и вся, привело к тому, что то, что умеет делать один браузер, другой не умеет или умеет, но с помощью других инструментов. Это приводит к ситуации, когда корпоративный сайт, на который возлагают надежды, может корректно работать лишь у крайне малой части пользователей. Кому это понравится?


Разработчик производит сайт под, например, Opera. Заказчик смотрит результат на Opera. Все выглядит нормально, все работает нормально, все довольны. Все ли? Легко может оказаться, что посетители сайта, использующие другие браузеры (а в случае с Оперой их окажется больше 95%), увидят расплывшееся чудовище, а то и вообще не смогут воспользоваться сайтом.

Технические делали:


Создание сайта для разных браузеров сродни написанию книги на разных языках. Вы не сможете перевести фразеологизм «недоперепил» на английский, даже если отлично знаете оба языка. Так и с сайтами — иногда, что бы сайт одинаково работал во всех браузерах необходимо отказываться от подобных «фразеологизмов» (что часто и делают). Но можно пойти и другим путем — найти такое решение, такой «оборот», который будет понятен всем и не проигрывать в наглядности и эффектности. Это весьма трудоемкий процесс — поиск эффектных и эффективных альтернатив, часто среди новых технологий и методологий, и многие не шибко добросовестные разработчики не хотят этим заниматься, ведь гораздо проще «забыть упомянуть» о подобной адаптации.

Но и это не самое интересное. Никто не будет спорить, что все большее число людей пользуются техническими новинками в обиходе (смартфоны, планшеты), а компьютеры и гаджеты обрастают новомодными фишками (типа GPS навигаторов, акселерометров, гироскопов). Производители браузеров же стараются быстрее остальных внедрить возможность использования этих новинок на сайтах, что бы отвоевать еще большую часть аудитории (об этом более подробно в следующе части «Платформы»). Однако современный рынок веб-представительств в пост-советском пространстве, за исключением немногих, страдает хронической болезнью — банальной отсталостью. Производители браузеров ведут, понимаете ли, незримый бой, а наши отечественные разработчики сайтов, в большинстве своем, пользуются наработками 20-го века и чихать хотели на новшества. Обычно это подается под соусом «не у всех есть современные компьютеры, не все используют современные браузеры» в расчете на неосведомленность клиента. Но статистика неумолима — многие «плюшки» новых технологий с каждым днем требуют все меньших ресурсов и все более обширно поддерживаются. Даже «великий и могучий» сайт Вконтакте, не заработает на устаревшем оборудовании и вы увидите  http://vk.com/badbrowser.php

Наша компания много лет занимается созданием веб-систем и сайтов, и за эти годы был сделан вывод, из-за очень быстрого развития технологий необходимо ориентироваться на все новое, и никак не на устаревающее. Идеальный вариант — универсальные решения, которые мы и находим.

Согласно статистики с наших серверов количество устройств, поддерживающих большинство нынешних технических новинок, с каждым днем только растет, а пользователей, которые не смогли бы насладиться новшествами, становится пренебрежительно мало.

Как вывод из этого, отговорки о недоступности каких-либо решений для конечных пользователей малозначимы по двум причинам: возможности использования универсальных технологий и очень малое количество тех пользоавтелей, адаптация под которых действительно затруднительна.

В чем кроется причина отсталости отечественных сайтов — не нам рассуждать. Но ведь для участников рынка это создает потрясающие возможности опередить других! Да, для этого требуются некоторые усилия и, в первую очередь, понимание основ происходящего, о которых далее.

Итак, что же сейчас «забывается» из того, что можно смело использовать, будучи на пике трендов и технологий, когда речь идет об Интернете? Конечно HTML5.



Как уже говорилось, современный браузер — это комбайн. Но не каждый использует все его возможности. Многие сайты используют возможности технологий сродни «Купить автомобиль, что бы использовать прикуриватель из него». Если же вы хотите «прокатиться» с помощью браузера — спецификация html5 позволит это сделать.HTML5 — лишь набор технологий и правил, но все они позволяют делать изумительные вещи, такие как эти:


Более подробно о том, что скрывается за сочетанием HTML5 будет рассказано в отдельном материале.

Подобные эффекты не очень новы, главное отличие в реализации — данные технологии применимы к большинству современных устройств (т.е. будут работать и на смартфонах и на планшетах большинства производителей). В отличие от уходящего в игры Flash (http://costumize.me/), забытых gif и Silverlight (http://www.mosmetro.ru/sl/).
Главное что стоит запомнить: старые технологии дружат со старыми устройствами и старыми браузерами и не работают с новыми и наоборот. И если сайт сделан по принципу «не у всех есть новые браузеры», где эти «не все» — это 1,5–2% из общего количества, то сайт автоматически становится устаревшим еще при рождении. Не хотите такого? Тогда идите в ногу со временем.

Обновленные версии браузеров поддерживающие технологии HTML5 — это лишь вершина айсберга. В следующей части: почему приходится отказываться от Flash? В чем разница между IBM-PC и Apple? Что могут современные смартфоны/планшеты и как использовать их возможности «на полную»?

Print Friendly and PDF

HC